В самом центре Москвы, недалеко от Кремля, на пересечении Покровского бульвара и Воронцова поля высится величественное бледно-желтое здание, куда с недавних
пор переехал факультет мировой экономики и мировой политики. Здесь учатся амбициозные и целеустремленные люди. Они не останавливаются перед трудностями и всегда
готовы искать новые пути и открывать неизведанные континенты знаний. Но студенты открыты не только для учебы. На факультете ведется активная научная и
общественная работа. Бурная деятельность, замешанная на кипучей энергии энтузиастов, в чьих глазах день и ночь горит огонь стремлений к новому, лучшему, не
останавливается ни на день. Впрочем, все-таки по воскресеньям в здании университета смолкают быстрые шаги, жужжание голосов, становится тихо и безлюдно. Однако
раз в год в последний день недели оживают длинные коридоры, просторные аудитории, из окон которых открывается прекрасный вид на старинную Москву, под высокими
сводами разносятся голоса студентов. Просто это такая традиция, которой всего лишь два года, но которую с упоением поддерживают участники Института молодых
преподавателей мировой экономики. Эта традиция получила название Welcome Day, или однодневный профориентационный семинар для школьников 9-11 классов.
В этот день школьники могут ощутить себя полноправными членами студенческого братства: они приходят рано утром, слушают лекции, отвечают на семинарах,
участвуют в деловой игре. На один день они окунаются в бурлящую институтскую жизнь, и в этом им помогают студенты Высшей школы экономики.
Подготовку к первому Welcome Day, проведенному морозным январским днем 2006 года, сопровождали смешанные чувства: удастся ли наш эксперимент? Результаты
превзошли все, даже самые смелые ожидания. Школьники с восторгом отнеслись к нашей идее и поддержали ее своим интересом и восхищенными отзывами. Вот тогда было
решено: проекту быть и жить ему дальше, доколь на факультете не переведутся энтузиасты, готовые к новым свершениям и горящие желанием поделиться с другими
своими знаниями.
Второй Welcome Day был запланирован на последнее воскресенье апреля 2007 года.
Мы долго готовились к нему, и все-таки как всегда нашлось то последнее, что пришлось доделывать в последний момент. Но, кажется, не будь этого, терялась бы
своеобразная прелесть и горько-пряный привкус волнения, столь необходимый в любом большом деле.
8:30 утра. Пустые коридоры, приглушенный свет, запертые аудитории... Наши шаги чуть слышным эхом отдаются под старыми сводами, видавшими на своем веку не одно
поколение студентов.
9:10. Последние приготовления: разложен на столе ноутбук, просматриваем презентацию, перебираем раздаточный материал, подсчитываем призы. Томительное
ожидание...
9:20. Пятый этаж, корпус Г. Двери еще закрыты, но яркие флаги, плакаты и гербы уже расцветили монотонность длинных коридоров. Шесть аудиторий на ближайшие
несколько часов приобрели свою неповторимость и индивидуальность: Япония, Германия, Великобритания, ЕС, Китай, Италия. А в этот самый момент далеко внизу, на
первом этаже уже появился первый посетитель, наш первый «студент на день».
9:40. Регистрация. Девушка с ярким бейджем стоит возле белых широких перил. Перед ней шесть флагов и шесть списков. Наши гости, предъявив на входе свои
паспорта, должны пройти испытание: вспомнить, как же выглядит флаг страны, экономику которой они выбрали для изучения, назвать свое имя и получить бейдж. Они
пока еще не знакомы друг с другом и не знают тех студентов, которые стоят на регистрации, бережно, словно детей, пересчитывают их и отводят на пятый этаж, в
аудиторию, где совсем скоро начнется лекция по мировой экономике.
10.40. Закончены последние приготовления. Последние школьники входят в аудиторию и робко рассаживаются за узкими партами. За окном светит апрельское солнце.
Лекция начинается... Сложный извилистый клубок определений и понятий: глобализация, интернационализация, регионализация... Но как, оказывается, много знают наши
гости! Они почти без запинки дают определение понятию ВВП, и без труда называют точные цифры самого низкого и самого высокого ВВП на душу населения. А затем
спутанный клубок распадается на аккуратные упорядоченные нити. Развитые и развивающиеся страны, а еще есть страны с переходной экономикой. Россия, оказывается,
теперь развитая страна!.. Мои поздравления! А как же взаимодействуют все эти страны? Что движется между ними? И это знают наши любимые гости: товары и услуги,
капитал и рабочая сила, технологии и ноу-хау. И как регулируются эти процессы, тоже узнают пока что школьники, но в скором времени студенты.
Но вот окончена лекция. Часы показывают 12 часов. С блеском дан ответ на последний вопрос. В дверях аудитории начинают появляться модераторы семинаров с
флагами своих стран в руках. Вот уходит Китай, Великобритания, Италия, Япония, ЕС, Германия. Опустела просторная аудитория, но ненадолго.
12:10. Шесть страновых семинаров, шесть аудиторий, шесть групп заинтересованных слушателей и 12 модераторов. За два часа нам предстояло раскрыть перед
гостями всю красоту и прелесть выбранной страны, ее истории, географии, культуры и, конечно же, экономики.
Семинар Германия.
Висит на стене большая карта. Прикреплены к доске диаграммы и графики, непонятные и на первый взгляд пугающие. Восемь пар глаз внимательно
смотрят на нас в немом ожидании. Мы не можем, не имеем права их разочаровать!
Начинаем со знакомства: ich heiße означает по-немецки «меня зовут». Затем небольшой блиц-опрос. Как называется столица Германии? Какие реки протекают
на ее территории? А с какими странами граничит она на западе, востоке, юге и севере?
Звучит музыка гимна. Мелодию гимна написал Франц Иосиф Гайдн. Впервые он был исполнен больше двухсот лет назад. Рассматриваем флаг: почему он полосатый? И
что означают черная, красная и желтая полосы? Прошлое, настоящее и будущее? А может, что-то еще?
Вместе мы опускаемся в глубину веков, к началу германской истории, 9 году н.э., когда Арминий, князь германского племени херусков, одержал победу в
Тевтобургском лесу над тремя римскими легионами. Легко проскальзываем сквозь столетия, узнавая о первом, втором, третьем рейхе, разделении и воссоединении
Германии и оказываемся в нашем времени.
Оказывается, прошел уже целый час. Как же быстро летит время! Небольшой перерыв. Но даже эти десять минут наполнены звуками и запахами выбранной страны.
Стоят в круг наши гости, легко перелетает желтый мячик: мы перечисляем достоинства и недостатки Германии, а потом играем в ассоциации. Какое слово приходит Вам
на ум при слове Германия? Берлинская стена, Рейн, Гайдн, сосиски, пиво, безработица, старение населения...
Второй час семинара посвящен экономике: ВВП, отраслевая структура, безработица и инфляция, внешняя торговля. Но вот сказано последнее слово, записаны
последние цифры. Мы переносимся на заседание Бундестага - немецкого аналога Государственной Думы. Двум партиям предстоит решить сложный вопрос: какой политики
следует придерживаться Германии в случае распада Европейского союза? Нереальная ситуация? Возможно. Однако как много можно придумать, и как много можно
проанализировать!
Семинар Китай
После лекции, посвященной международным организациям, ребята разделились на небольшие группы по странам, одной из этих групп была и китайская. Сравнительно
небольшая, она выделялась взглядами ребят, полных искреннего интереса и ожидания знаний об этой действительно удивительной и уникальной стране.
Семинар начался в непринужденной атмосфере со знакомства, с вопроса ребятам «Почему именно Китай интересует и притягивает их?». И я была приятно удивлена
«небанальностью» их ответов, конечно, говорили о перспективности этого направления, об удивительных темпах роста и развития, но и не ограничивались этим,
интересовала их так же и сама неповторимая китайская культура, богатейшая история и язык.
Поговорив в общем об их интересах, я познакомила их с некоторыми макроэкономическими показателями, подтверждающими темпы роста экономики, такими как ВВП,
реальный прирост ВВП в процентах за период с 1999 по 2005 гг. темпы инфляции, прирост населения.. С разговора о населении перешли на проблемы, связанные с
неконтролируемым ростом населения и неравенстве в распределении доходов, зависящей от региона, доступности образования и других факторов, а также с остро
стоящей перед Китаем проблемой безработицы. Были приведены такие статистические и фактические данные: в 2005 году в масштабе всей страны было трудоустроено
758250 тысяч человек, что на 6250 тысяч больше, чем в 2004, чистый прирост занятых составил 8550 тысяч человек, на конец 2005 года коэффициент безработных
равнялся 4,2%, то есть сохранился на уровне 2004 года. На текущую пятилетку (то есть на период 2006-2010 гг.) Госсовет КНР планирует продолжить усилия по
улучшению первичного и повторного трудоустройства и проведению политических установок, нацеленных на их поддержку, будет расширять каналы трудоустройства,
стремясь реализовать масштаб трудоустроенных в городах и поселках в размере 45 миллионов и контролируя коэффициент безработных, зарегистрированных в городах и
поселках, в пределах 5%.
Однако в данном контексте нельзя было не упомянуть о проблемах китайской статистки и возможности доверять китайским источникам, склонным приуменьшать
проблемы и преувеличивать успехи. Вообще после перечисления достижений и обсуждения несомненных китайских успехов, я сочла нужным сказать, что не стоит при этом
петь дифирамбы китайскому варианту развития, так как и у него очень много подводных камней и скрытых очень опасных проблем. Главные из которых: государственная
поддержка убыточных предприятий, шаткое положение финансовых рынков, сильное региональное неравенство, влекущее за собой многие социальные конфликты.
Было очень интересно обсудить с ребятами возможные решения проблем, на каких, по их мнению, отраслях и аспектах развития следует заострить Китаю внимание для
продолжения успешного развития, на каких торговых партнеров следует обратить внимание. И поговорив о международных торговых связях Китая, мы не могли не перейти
к Российско–Китайским отношениям. А именно я рассказала ребятам о программе развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (2006-2010),
разработанная российским центром Стратегических разработок и центром исследований развития Госсовета КНР, подписанной главами правительств РФ и КНР М.Е.
Фрадковым и Вень Цзянбао. В ней говорилось о тенденциях в российском экспорте в Китай:
- Более диверсифицирован, чем остальной экспорт
- Доля нефти растет, а доля машиностроительной продукции падает.
Также мы попытались нарисовать портрет типичного российского экспортера в Китай:
- Сфера деятельности: добыча и переработка природных ресурсов
- Происхождение: государственное предприятие или частная компания, созданная на основе гос. предприятия с численностью более 500 человек
- ВЭД предприятия велась еще при СССР
- Основные конкурентные преимущества: природно-ресурсная база, лоббистские возможности внутри РФ, собственные фин.средства
- Основные недостатки: неспособность к инновациям в любой сфере, отсутствие практики продвижения своей продукции на внешних рынках, неэффективность
собственных бизнес-процессов
- Характер деятельности – «РАНТЬЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВРЕМЕН СССР »
После этого, конечно, говорили о тенденциях китайского импорта в нашу страну:
- Основа торговли (китайская статистика): товары народного потребления, прежде всего текстиль и обувь
- Стремительно растет доля машиностроительной продукции (с 10% в 1999 году до 26% в 2004)
И также попытались составить портрет типичного китайского импортера:
- Сфера деятельности: оптовая торговля продукцией массового спроса
- Происхождение: малое или среднее частное предприятие, возраст которого 5-10 лет. Создано на средства частных учредителей, являющихся одновременно
управляющими. Находится в Москве или крупных региональных центрах.
- ВЭД компании обычно носит узкий прикладной характер с ограниченным набором инструментов. Опыт ВЭД приобретался челночной торговлей.
- Основные конкурентные преимущества: опыт транспортных и финансовых операций ВЭД, таможенное сопровождение, собственные и заемные финансовые средства
- Основные недостатки: отсутствие самостоятельной стратегии развития, недостаток знаний и ресурсов для качественного изменения бизнес-процессов.
- Характер деятельности – «СПЕКУЛЯТИВНЫЙ ТОРГОВЕЦ»
Не обошлось и без обсуждения последних событий, выхода на российский рынок крупных китайских компаний, последних совместных проектов и достижений
российско-китайской торговли.
Своей целью на этот семинар я поставила заставить ребят не просто восхищаться Китайским успехами, но видеть реальность такой, какая она есть, признавая
наличие сложностей и проблем, задумываться о решениях и путях выхода из неблагоприятных ситуаций. И проведя семинар, пообщавшись с ребятами, выслушав их идеи и
мнения после моего рассказа, я поняла, что цель свою я достигла, заинтересовав этой уникальной страной еще больше и дав им импульс к углубленному изучению
именно этой темы.
WD 2007 Report. European Union Section. Prepared by Serge S. Kuznetsov
Завершение последних приготовлений перед выступлением совпадает с планомерным вхождением в класс нашей целевой аудитории – уже немного запуганных
вводной лекцией абитуриентов, тем не менее, довольно активно рассаживающихся по своим местам в импровизированном Европарламенте. Техническая задержка с японским
проектором, видимо, сопротивляющимся работать в условиях предельной европеизации воздуха, дает им возможность оглядеть незамысловатый антураж их нового
пристанища, по крайней мере, на следующие два часа: двенадцатизведные флаги, карты ЕС, плакаты. О, заработал! Ну что, господа будущие студенты, начинаем?
Неизбежный небольшой сумбур в начале сменяется задорным повествованием об истории создания ЕС, его валютной системе, достоинствах, недостатках,
насущных проблемах. Своим первым же вопросом о ЕС, призванным придать интерактивный характер семинару, натыкаемся на довольно развернутый ответ одной из
участниц – да, аудитория осведомлена, и силы равны – нужно будет как следует постараться! Постепенно под щелчки и вспышки фотографов программа втекает в
запланированное русло: мы прилагаем максимум усилий, чтобы обрисовать детям объективную картину, а дети прилагают максимум усилий, чтобы все это понять и
усвоить. Некоторые даже пишут! «Закинутый» нами вопрос о возможностях вступления в Евросоюз России порождает бурную дискуссию, а затем даже противоборство между
пессимистами и оптимистами по вопросам российской интеграции. Ловлю себя на сладкой мысли: вот бы они и будучи студентами, так же активно участвовали в
дискуссиях, также слушали и усваивали. Однако, вспоминая отрывок повествования об истории с договорами Европейского сообщества, понимаю, что, все же, это
утопия.
Время подходит к концу – пора вручать вожделенные сувениры, о которых мечтают даже четверокурсники Вышки. Дефицитная тара в виде сумок и кружек с
логотипами принимающего заведения расходится по самым активным участникам, которых, как водится, всегда больше, чем материальных благ – налицо конкурентная
борьба за ресурсы. Я вижу в глазах нового поколения экономистов резкое изменение уровня знаний, а это значит, что «европогружение» не прошло даром.
- Ну, как, господа будущие студенты, Вам понравилось?
- А можно вопрос по поступлению в Вышку?
10.40. Началась лекция. Кажется, сейчас в здании наступит та тишина, которая, наверно, должна сопровождать каждую лекцию. И верно, все замирает,
затихает... Но ненадолго – ведь постепенно начинают приходить модераторы семинаров и... как всегда вся подготовка заканчивается в последний момент, иначе, наверно,
нам было бы неинтересно. Проверяются презентации лекций, оформляются аудитории, в последний раз сверяются планы, в общем, то самое нанесение последних штрихов в
последние секунды, без которого любое мероприятие теряет половину своей привлекательности.
Семинар Японии.
11.50. Лекция подходит к концу и мы, напряженно вслушиваясь в слова лектора, стараемся не упустить момент, когда надо будет заходить в аудиторию и забирать с
собой тех, кто, может быть, через пару лет будут делать то же самое. И вот мы слышим заветные слова, и... «ваш выход», одним словом. Теперь Welcome Day начался и
для нас.
Чтобы никто не заблудился в нашем новом замечательном, но таком огромном здании, которое, к сожалению, пока не обзавелось подробной картой, мы чуть ли не за
руку ведем наших гостей в другую аудиторию.
Итак, сначала небольшой перерыв и возможность для наших новых друзей познакомиться друг с другом, обменяться первыми впечатлениями.
В аудитории их встречает многоцветье Японии – карты, флаги. Чуть позже тут появятся и другие атрибуты страны Восходящего Солнца, но до этого наши гости
должны кое-что узнать о стране, о которой ходит столько легенд... А что же им уже известно об этой стране? Вот и наш первый вопрос! Суши, которые правильно было
бы назвать суси, анимэ, гейши, сакура, пагоды... В общем, все те элементы современной японской культуры, которые сейчас стремительно входят в моду. А теперь
вернемся к самой стране.
Звучат привычные слова, с которых начинается, наверное, описание любой страны: «Япония находится.... Её столица – город Токио...» Но почти сразу же монотонная
скороговорка переходит в неподдельную увлеченность. Взгляните на эту фотографию – гора Фудзи. А почему ее нельзя назвать Фудзияма? А вот так выглядит слово
японский язык, написанное иероглифами! И мы видим, как в глазах наших слушателей разгорается интерес к нашему рассказу. Взгляните, вот это император, его
супруга, премьер-министр... вот какую клятву произносит император, восходя на престол. И потекла затейливая вязь слов, многие из которых звучат пока чуть
непривычно, но это только пока!
Идем дальше: население, история. Самые грустные даты в истории Японии – 6 и 8 августа. Наши слушатели, не задумываясь, отвечают – атомные бомбардировки
городов. Вспоминаем историю девочки Сасаки Садако, попавшей в зону одного из взрывов, вспоминаем, как врачи подарили её надежду, сказав, сложи миллион
журавликов мира и ты выздоровеешь. Не первый раз слышу эту историю, не первый раз рассказываю, но все равно чуть перехватывает голос, наверно, потому что верю.
Вдруг вижу в глазах наших юных друзей то же понимание и сочувствие. Что ж, значит, и мы сейчас внесем маленький вклад в, как это ни пафосно звучит, дело мира –
сложим из заранее припасенных листов бумаги таких же журавликов... Пусть получается не сразу как надо, но с помощью модераторов семинара, в конце концов, у всех
получаются небольшие белые журавлики, которые со времен Сасаки Садако символизируют мир.
А заодно, мы приобщились к древнему японскому искусству – оригами – искусству складывания фигурок из бумаги. Тогда перейдем к культуре Японии. И вновь
сверкают разнообразные краски, мелькают по-своему очень красивые лица, пейзажи, конечно же, бонсай. Звучит японская музыка, японские стихи – хокку и танка...
Прошло уже больше половины нашего семинара, пора сделать небольшой перерыв. Кто-то из наших гостей предпочитает отдохнуть, но а самые нетерпеливые
рассматривают фотографии и журналы о Японии, просят что-то повторить и спрашивают, спрашивают, спрашивают... Значит, им интересно!
Вторая часть нашего семинара – это экономика. И вновь начавшаяся было монотонно-лекционная скороговорка сбивается уже на второй минуте и начинается рассказ,
для которого не нужны ни заранее приготовленные конспекты, ни презентация, наполненная цифрами, а нужен лишь взаимный интерес слушателей и модераторов.
Зазвучали новые термины: японское экономическое чудо, экономика мыльного пузыря, потерянное десятилетие - а потом и знакомые: ВВП, импорт, экспорт, ресурсы,
перспективы развития...
Ну что ж вроде все сказано. Осталось лишь подвести итоги, и для этого мы просим ответить на вопрос: а каковы факторы успеха и слабые места в экономике
Японии. Все что говорят наши слушатели, безусловно, правильно... Но, стоп, этого мы не упоминали в нашей лекции, значит, они не только говорят, что хотят
заниматься экономикой Японии, но и уже сейчас, еще не являясь студентами, пытаются не только понять, что происходит в мире, но и обнаружить причины и следствия
каждого события! Молодцы!
Ну и, наконец, последнее о Японии. Но последнее только на сегодня. И это, конечно же, иероглифы! А конкретно то чем гордится каждый, кто учит японский язык –
ассоциативные цепочки! С чем у вас ассоциируются этот иероглиф? И постарайтесь угадать значение того! И здесь соревнуются в остроте мышления уже не только
слушатели, но и сами модераторы.
14.00. Вот уже и время истекло... Хоть и сказано все, что было запланировано, неожиданно понимаем, что мы, в точном соответствии с подзаголовком нашего
семинара «Приподнимая занавес» сказали самую малость... Но что это? Наши сегодняшние «студенты» подходят и задают вопросы, спрашивают, как можно связаться, просят
дать нашу презентацию... Значит, им интересно, что там, «за занавесом»? Раз так, со своей задачей мы справились!
Деловая игра. Команда Японии.
Первое задание деловой игры – придумать название и символ команды. Столько всего сегодня услышали, что выбрать что-то одно кажется невозможным. Но постойте,
символ у нас уже есть – это тот самый белый журавлик, который расправил крылья, готовясь улететь на свою далекую историческую родину, но все-таки остался
посмотреть, что же мы будем делать дальше. А название? Время истекает... Что ж первое, что пришло в голову – «Банзай!» Отлично, так и будем сегодня называться!
Тем более что значит это слово в дословном переводе «Десять тысяч лет». Значит, именно столько и ничуть не меньше продлится наш интерес к Японии.
Первый вопрос, кажется, сначала немного смешным... Но стоит чуть призадуматься... Это же таит в себе столько новых возможностей, но не стоит «складывать все яйца
в одну корзину» считаем мы и объявляем программу постепенного перехода на «финикийское, ой простите, финиковое» топливо. Критикуют, цепляются к каждому слову,
но и мы не лыком шиты. А почему это команда Евросоюза считает так? А как команда Германии собирается делать это?
Второй вопрос уже не вызывает таких улыбок. Подорожание рабочей силы в Китае... Это же совсем рядом... А какие плюсы? А какие минусы? Думаем, думаем...
14:00. Жаль, что так быстро закончился наш семинар. Гостей ожидает небольшой кофе-брейк, а затем - деловая игра.
14:30. И вновь большая лекционная аудитория. Только немного сместились тени на стенах. Ведь прошло уже четыре часа. Составлены вместе парты, расселись
команды: Япония, Великобритания, Германия, ЕС, вновь ЕС и непостижимая на первый взгляд интеграционная группировка Китая с Италией.
Здесь надо работать в команде. Первое задание - придумать название и символ команды. Время пошло! Само собой рождается название - Фауст. Наш символ - орел,
почти такой же, как на гербе ФРГ. А почему же он в круге? Да ведь это подставка под пивную кружку! Как это прекрасно - не терять чувства юмора в любой
ситуации.
Затем задание сложнее. Что произойдет с вашей страной, если спрос на энергию, полученную путем переработки фиников, превысит спрос на нефть? Смешной, на
первый взгляд, вопрос, таит в себе столько возможностей и вариантов развития событий, что нам остается только удивляться, слушая ответы других команд. А что же
предлагаем мы? О, у нас большая программа. И одно из ключевых мест здесь занимает предложение выращивать финики дома в кадках и в оранжереях. Нас нещадно
критикуют за этот пункт, но мы находим все новые и новые контраргументы и пытаемся отыскать слабые места в политике других стран. К слову, это было не так-то
просто.
Второе задание проще: здесь не надо отвечать на каверзные вопросы, но думать, все-таки, надо. В Китае резко повысилась цена труда. Что будет с Германией? С
первого взгляда, ничего особенного не случится, но если подумать...
16:20. Закончены выступления команд. Близится к завершению Welcome Day. Модераторы семинаров и организаторы игры удаляются в соседнюю аудиторию, чтобы
выбрать лучших. Как же это сложно! Все команды - лучшие! И нет среди них проигравших, но все-таки... Голосуем, томительное ожидание. У нас два победителя! Команда
Германии - как же ликуют сердца модераторов семинара - и китайско-итальянская команда, самая необычная, но, оказывается, одна из лучших.
16:30. Подписаны грамоты, но не раскрыта еще интрига. И вот объявляют победителей. К грамоте прилагается маленький значок - символ Высшей школы экономики.
Подошел к концу наш однодневный профориентационный семинар. Немного грустно расставаться. Мы стали ближе за этот день. Но мы ведь расстаемся не навсегда:
записаны номера телефонов и электронные адреса, даем друг другу слово встретиться здесь снова на следующем Welcome Day. А тем, кому в этом году предстоит
сдавать вступительные экзамены, мы желаем удачи и надеемся увидеть их в стенах нашего института первого сентября уже в качестве студентов. Ведь у них все должно
получиться!
17:00. Закончился этот длинный воскресный день. Разошлись гости. И витает в воздухе горько-сладкое чувство досады на столь скорое расставание. Но мы не
унываем: здесь же уже планируем следующий Welcome Day. Он будет совсем скоро, этой осенью.
А на улице светило апрельское солнце, и в не по-весеннему холодной воздухе звенели гулки трамваев. И самым дорогим отзывом было полученное несколько часов
спустя сообщение от участницы семинара Германия: «Еще раз хочется сказать огромное спасибо за такой замечательный Welcome Day организацию J. После всего этого
стались самые приятные впечатления!!!!!»
Наталия Галицкая
Наталия Чувилева
Сергей Кузнецов
Евгения Шуршева
|